Итоги XIV Всероссийского Продфорума «Поставщик в сети»
В Москве в рамках 26-й выставки «ПРОДЭКСПО» прошло ключевое событие продовольственного рынка – XIV Всероссийский ПРОДФОРУМ.
Организатор: КВК «Империя», Генеральный партнер: АО «Экспоцентр».
Бренд ПРОДФОРУМа традиционно объединил целый спектр мероприятий: Продфорум «Поставщик в сети», Практикум «Входим в сети», а также крупнейший ежегодный Центр Закупок Сетей™.
Центр Закупок Сетей™ собрал 110 розничных сетей, среди которых Магнит, X5 Retail Group (Карусель, Перекресток), О’Кей, Мария-Ра, Верный, Spar Russia B.V., Billa и многие другие. Помимо крупнейших розничных сетей, со стороны поставщиков также приняли участие такие именитые игроки продовольственного рынка, как Тигран Арзаканцян – владелец самого знаменитого бренда армянского коньяка Great Valley, а также Наталья Ротенберг, владелица новой линейки кондитерских изделий ARISTOCRATKA.
Всего участники в рамках Центра Закупок Сетей™ провели около 6000 переговоров о поставках продукции под СТМ.
Всего мероприятия ПРОДФОРУМа объединили 620 участников:
- 280 закупщиков из 110 федеральных и региональных сетей
- 290 производителей и дистрибуторов продуктов питания
- 50 спикеров
На ПРОДФОРУМе поделились планами по развитию, требованиями к поставщикам и изменениями в ассортиментной политике представители крупнейших розничных сетей: Леонид Гутин (сеть Верный), Дмитрий Любовощин (Карусель), Исмаэль Жермен (Ашан), Евгений Римский (ВкусВилл), Сергей Леонов (Хороший Выбор) и многие другие.
Ключевыми темами Форума стали главные тренды рынка ритейла, последствия законодательных инициатив, специфика онлайн-торговли продуктами питания, тактики переговоров с закупщиками, создание продающей упаковки и прочее.
Продфорум «Поставщик в сети». Цитаты:
Евгений Римский, ВкусВилл:
«Самые динамично растущие категории, как и на рынке: готовые блюда, кулинария в широком смысле, овощи и фрукты».
«У нас есть экспериментальная полка – примерно в 20 магазинах мы выставляем на полку товары под этикеткой поставщика без длинной цепочки согласования договоров и прочего. Это делается для того, чтобы понять спрос у покупателей – и стоит ли включать данный товар в основной ассортимент».
Исмаэль Жермен, Ашан:
«Еда пока не в "топе" интернет-торговли в Ашане. Изначально была задача продавать нон-фуд. Но в интернет-проекте Ашана колоссальный потенциал роста: 25 млн посетителей в год. Ожидаем с запуском свежих продуктов значительного увеличения продаж в интернет-магазине».
Дмитрий Любовощин, Карусель: «Для собственного производства Карусели ведется отдельная закупка. Мы не снабжаемся с полок сети (с полки берем только те позиции, у которых несерьёзный товарооборот в собственном производстве). Наиболее интересные категории, по которым ведется отдельная закупка для собственного производства: мука, консервация, масложировая группа».
Леонид Гутин, Верный:
«Мы серьезно работаем над региональной спецификой в ассортименте. Уровень централизации ассортимента у нас менее 70%, ведь наша стратегическая цель – развивать в каждом регионе востребованные покупателями бренды и товарные группы».
Мстислав Воскресенский, Директфуд:
«Темпы роста интернет-торговли едой (e-grocery) будут в течение нескольких лет очень высокими. Не менее 20%. И возможно достигнут 50% и более. 52% жителей Москвы уже имеют опыт покупок продуктов онлайн. 40% россиян планируют покупать продукты питания онлайн. В Стратегии поставщика невозможно не учитывать этот тренд».
Сергей Леонов, Хороший выбор:
«Рынок ритейла в России вступил в активную стадию консолидации. Три вектора консолидации рынка – это банкротство неэффективных и закредитованных, поглощение большими малых и слияния.
Региональные сети выбирают для себя слияния, например, через единую франчайзинговую платформу «Хороший выбор». И на сегодняшний момент мы консолидировали 11 сетей с выручкой 109 млрд с 724 магазинами в 7-ми регионах РФ. Прогноз 2019 года – франчайзинговая сеть «Хороший выбор» консолидирует более 300 млрд выручки Региональных сетей».
Анна Тищенко, Retail Practical Management:
«Нам нужно научиться смотреть не только на себя, а изучать и искать, чем мы можем быть лучше конкурента. Выделите ваших основных конкурентов на полке, опишите ваши преимущества по продажам и/или доходу. Представляйте чёткие конкретные данные, которые помогли бы менеджеру аргументировать, в том числе самому себе, что Ваш товар нужен покупателю. Но если тут вы не можете быть лучше конкурентов, а можете обеспечить только сопоставимые показатели, то преимуществом может быть частота поставки, минимальная сумма заказа, остаточный срок годности при поставке, маркетинговая активность».
Дмитрий Востриков, Руспродсоюз:
«Правительство обещало, что не будет увеличивать налоговое давление на бизнес, но по факту мы видим НДС, экологический и утилизационный сбор, рост тарифов.⠀
Ситуация на мировом рынке также принуждает производителей повышать цены. Единственное, что сдерживает рост – падение курса доллара. В обратной ситуации это также сильно повлияет на увеличение цен на продовольствие.
Вывод: производитель вынужден поднимать цены, чтобы не вылететь с рынка в сложившиеся экономических условиях».
Иван Федяков, INFOLine:
«К 2019 году население перешло на модель бережливых покупок – все стремятся покупать со скидками и по специальным предложениям. Основной объём продаж приходится на низкий ценовой сегмент. Это не зависит от сегмента и уровня дохода населения.
Важный тренд – здоровое питание. Более 80 процентов молодежи говорят о том, что ведут ЗОЖ. Растёт количество потребителей диетических продуктов. В торговом пространстве сетей появляются целевые отделы группы товаров здорового питания. Поставщикам стоит стремиться попасть в эту категорию».
Валерий Сергеев, Мит Стар:
«Во время переговоров с сетью не предлагайте полный прайс Вашей продукции: обязательно выберут самое неинтересное для Вас, то, что Вы просто не успели убрать из прайса. Предлагайте конкретную продукцию.
Во время переговоров с сетями нельзя постоянно повторять фразу о качестве продукта. «Качество» – относительное понятие, каждый понимает его по-своему. Поэтому лучше оценивать соотношение цена/качество для своего продукта».
Сергей Лищук, Retail4you:
«В конце коммерческое предложение должно содержать призыв к действию. Например, «назначьте мне дату, когда можно к вам приехать с образцами товара». Баера нужно программировать на конкретные действия, а не просто просить обратную связь.
Лучший аргумент на возражение баера «дорого»? Такую цену назвал покупатель. Ценообразование должно учитывать мнение покупателей, иначе товар не будет продаваться».
Следующий Форум «Поставщик в сети» с Центром Закупок Сетей™ состоится в феврале на выставке «Продэкспо-2020».