Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

АлкоКонгресс-2015. Власть и бизнес лицом к лицу

19 / 02 / 2015

Юбилейная X Всероссийская конференция по проблемам алкогольного рынка «АлкоКонгресс» стала одним из самых заметных событий выставки «Продэкспо-2015», поставила новый рекорд по числу участников от всех отраслей алкогольного рынка и уровню представителей федеральной власти. Мнение отрасли, консолидированное в рамках резолюции Конгресса, будет представлено Правительственной комиссии под председательством Вице-премьера Александра Хлопонина.

За 10 лет существования АлкоКонгресс стал наиболее авторитетной открытой площадкой диалога всех отраслей алкогольного бизнеса и власти. Это подчеркнули на открытии мероприятия председатель Оргкомитета Конгресса Юрий Юдич и начальник Контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин. В этом году АлкоКонгресс впервые прошел при поддержке Федеральной антимонопольной службы, что позволило поднять статус мероприятия на новый уровень и привлечь к участию целый ряд высоких представителей федеральной власти.

Доклад по ситуации в законодательном регулировании отрасли представил глава профильного подкомитета Государственной Думы Виктор Звагельский. Он отметил, что за последние годы на алкогольном рынке существенно выросла доля контрафактной продукции. Меры, которые принимаются сегодня государством, направлены на то, чтобы переломить эту тенденцию. В их числе – снижение акцизов и минимальных розничных цен.

«Сегодня каждый пятый магазин, торгующий водкой, находится вне правового поля, – отметил Звагельский. – Отраслевой регулятор работает достаточно эффективно, но только в сфере легального оборота алкоголя. Но при этом доля самого легального и контролируемого рынка составляет не более 40%. Я скептично отношусь к самому факту ЕГАИС в рознице, поскольку нелегальный сегмент розницы никак охвачен не будет. Это может привести к серьезному укрупнению алкогольного ритейла и снижению конкуренции. Что также неправильно».

Депутат также осветил процесс подготовки Правительственной комиссией по конкуренции и регулированию алкогольного рынка отраслевой «дорожной карты».

Кроме того, он подчеркнул необходимость разработки специализированного законодательства по отдельным сферам алкогольной отрасли.

«Мы хотим кардинально изменить устаревший 171-ФЗ, – сказал г-н Звагельский. – По всем сегментам алкогольной промышленности необходимо разработать отдельное законодательство с учетом специфики, разного подхода к лицензированию, декларированию производства. Как показала практика, для всех типов алкоголя 171-ФЗ в равной степени не работает».

Влияние минимальных розничных цен на развитие алкогольного рынка было подробно освещено в выступлении Марины Лапенковой, партнера алкогольной и табачной группы Nielsen Россия международного аналитического агентства AC Nielsen. По оценкам агентства, в последние годы потребление водки в легальном сегменте алкогольного рынка постоянно снижается. Этот тренд коррелирует с рядом шагов повышения уровня минимальных розничных цен на крепкий алкоголь. В первые годы МРЦ на уровне 85,92 рубля постепенно отсекали небольшую часть рынка, которую эксперты AC Nielsen оценивают как нелегальную. «Шаг в 170 рублей МРЦ и те минимальные цены, которые были введены в 2013 и 2014 году, отсекали больше половины легального рынка. В общем объеме потребления МРЦ снижали долю водки на 17–18% ежегодно», – отметила Марина Лапенкова. Как повлияет на рынок снижение МРЦ с 220 рублей до 180, пока не ясно. Слишком велико влияние общего ухудшения экономической ситуации. При этом меньше водки в России потребляться не будет. Опросы AC Nielsen показывают, что потребители, скорее, готовы экономить на импортном алкоголе. «Темпы падения легального рынка водки в 2015 году замедлятся. Консервативный сценарий – падение легального рынка на 6%», – прогнозирует AC Nielsen.

Значительная часть программы Конгресса была посвящена грядущему в I квартале 2016 года внедрению системы ЕГАИС в рознице. Позицию регионального ритейла по этому поводу высказал директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов.

«Стоимость внедрения ЕГАИС в рознице, – отметил г-н Кузнецов, – это не только стоимость оборудования, которое сейчас дорожает из-за роста курсов валют. Расчеты ФС РАР не учитывают фактор рабочей силы. Нужен квалифицированный персонал, который надо обучать. Процесс внедрения также затрагивает взаимодействие с поставщиками, требует перестройки процессов приемки, перемещения товаров, хранения. Высказывались большие опасения, что в указанные сроки – IIквартал 2016 года значительная часть регионального рынка окажется без легальной алкогольной продукции. Регионы только начинают осознавать всю сложность проблемы и подключаться к процессу внедрения».

Продолжило тему ЕГАИС в рознице выступление директора по закупкам розничной сети «Магнит» Сергея Левожинского. «Мы одними из первых подключились к проекту внедрения ЕГАИС в рознице – с конца 2012 года. Сейчас подключено больше 500 магазинов, 100 тыс. чеков проверяется ежедневно. Но при рассмотрении этой проблемы стоит помнить и о связи оптовой и розничной ЕГАИС. У нас логистика алкоголя в основном организована через распределительные центры, обладающие оптовой лицензией. Но на рынке есть и другие логистические цепочки – прямая доставка от производителя в магазин. Дополнительные разовые затраты на программно-аппаратный комплекс для одного магазина с двумя-тремя кассами мы оценивали на уровне 15–40 тыс. рублей. Пока не ясно, как будет увеличиваться эта цена в связи с изменением курсов валют», – рассказал Сергей Левожинский.

Он также отметил, что эффективность ЕГАИС зависит от качества ее внедрения. Так, например, ритейл беспокоит верификация электронной подписи. Обычная привязка электронной подписи к физическому лицу – товароведу или директору магазина в условиях текучки кадров огромной сети не действенна. До сих пор не описаны четкие требования к программно-аппаратным средствам. Не ясно, как будет идти техническая поддержка системы после внедрения. Это может потребовать от небольших участников рынка дополнительных затрат на IT-обеспечение. Серьезные вопросы также вызывает юридический аспект выявления водки с «зеркальной» акцизной маркой уже после того, как продукт прошел через сканер на кассе, то есть фактически после реализации магазином нелегально произведенного алкоголя.

При этом в крупном ритейле считают, что розница в легальном сегменте рынка «должна быть безупречна», и поддерживают внедрение ЕГАИС. Производители алкоголя, со своей стороны, опасаются монополизации розничного рынка алкоголя и дальнейшего сокращения доходности, которую гораздо проще получить при работе с традиционной розницей и небольшими сетями, чем с гигантами рынка.

Впервые в рамках АлкоКонгресса были затронуты вопросы, посвященные проблемам стекольной отрасли. Представители стеклотарного рынка получили уникальную возможность участия в программе конгресса. Руководитель компании «СтеклоКонсалтинг» Наталья Невская выступила перед аудиторией с речью на тему «Определяющее значение содержания и активная роль формы. Взаимосвязь судеб отраслей». В выступлении была раскрыта тесная связь двух направлений отечественной индустрии – алкогольной и стекольной: «Роль алкогольной группы в корзине потребителей по итогам прошлого года составила порядка 80%, что подчеркивает значимость рынка для стекла. Для крепкого алкоголя доля использования стекла составляет практически 100%». В условиях последствий новой политики государственного регулирования алкогольных рынков стеклотарный рынок оказался в крайне непростой ситуации. Так, в 2013 году было остановлено 8 (!) производственных площадок. В заключение Наталья Невская призвала представителей стекольной отрасли участвовать в общей резолюции мероприятия.

По завершении программы Всероссийской конференции по проблемам алкогольного рынка на площадке АлкоКонгресса прошло заседание Экспертного совета ФАС, посвященное развитию конкуренции в сфере алкогольного рынка.


Поделиться: