Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Интеллектуальная собственность: не щит, а меч?

12 / 02 / 2014

Проблемы защиты интеллектуальной собственности обсудили 12 февраля 2014 г. в Экспоцентре на Красной Пресне на Форуме «Интеллектуальная собственность на рынке продуктов питания», прошедшем в рамках выставки «Продэкспо».

В 2013 г. Роспатентом были удовлетворены 77, 1% патентных заявок. Однако примерно половина из них – с неоднократным изменением формулы изобретения на стадии рассмотрения заявки, хотя во всех других странах допускается не более разового. Срок рассмотрения заявок в России также выгодно отличается от других стран – 15 месяцев против 40,5 месяцев в Германии, к примеру. Нигде нет таких низких патентных пошлин, как в РФ  – 3 250 рублей. Тем не менее, в России подается не более 140 000 заявок в год, в то время как в Японии – 400 000, а в США – 500 000.

Исходя из этих цифр, заведующая отделением биотехнологии и медицины Федерального института промышленной собственности (ФИПС)  Елена Гаврилова призывает не экономить на охране своей промышленно собственности,  «поскольку  очень сложно доказать факт технического применения, только патент дает право на объекты техники».

Е.Гаврилова посоветовала использовать комплексный подход к охране производимой продукции, защищая состав изобретения, технологию его получения, внешний вид и товарный знак, не забывать, что для получения патента на продукты питания необходим акт дегустационной комиссии, без которого патент могут не выдать или впоследствии его можно будет оспорить в суде.

Е.Гаврилова также ознакомила собравшихся с предложениями по изменению Четвертой части ГК РФ, подготовленными в рамках проекта «Россия – ЕС» и уже прошедшими первое чтение в ГД РФ. Основная цель предложений - унификация рассмотрения патентных заявок. Предложения предусматривают исключение возможности неоднократного внесения изменений в формулу изобретения, описание и изменение технического результата после подачи заявки; повышение требований к ясности описания, приведению примеров; введение нового понятия «зависимое изобретение, полезная модель и промышленный образец»; изменение сроков действия исключительного права и др.

Председатель подкомитета по экспертизе Комитета ТПП РФ по качеству продукции Марина Бубнова обратилась к производителям со следующими словами: «Контрафакт отъедает долю рынка, забирает ваших покупателей, портит ваш имидж». Она отметила, что нематериальные активы важны для бухгалтерского учета и ведения  бизнеса. К примеру, у многих фирм-гигантов до 90 % активов составляет интеллектуальная собственность, активно работает бренд-контроль.

Директор Департамента патентных услуг юридической фирмы «АВЕНТА» Дмитрий Айдов уверен, что узаконенная интеллектуальная собственность может быть не только защитой -  «щитом», но и «мечом». В частности, патентный троллинг (патентование непроизводителем составной части продукции, а затем блокирование ее выпуска) обходится экономике США в 83 млрд долларов, а стоимость капитализации брендов достигает десятков млрд долларов.    

Между тем, интеллектуальная собственность в производстве продуктов питания может приносить сверхприбыль. К примеру, Мишелю Ферреро, запатентовавшему изготовление шоколада в разных формах, его идея принесла 5 млрд долл. США. Почти не используется в России и коллективный товарный знак, позволяющий объединить несколько производителей. Д. Айдов уверен, что вскоре не избежит патентного троллинга и Россия.

 Сайт выставки «Продэкспо-2014»: https://www.prod-expo.ru/

 

Пресс-служба ЗАО «Экспоцентр»

 

 


Поделиться: