Конференция «Органик и ритейл: проблемы и пути их решения»
11 февраля
Выставка «Продэкспо», ЦВК «Экспоцентр», Москва
Организаторы:
ООО «ЛукБио Медиа» при поддержке АО «Экспоцентр»
Соорганизаторы:
Экологический союз, Национальный органический союз
Пост-релиз
Конференция «Органик и ритейл: проблемы и пути их решения» стала центральным событием первого Органик-дня крупнейшей отраслевой выставки России «Продэкспо».
За 26 лет существования «Продэкспо» впервые решила обратиться к теме органических продуктов, организовав небольшой специализированый салон «Продэкспо Органик». За деловую (конференция) и развлекательную (церемония награждения премией «Продэкспо Органик») «органик-программу» выставки отвечали партнеры «Продэкспо» по организации органической части – «ЛукБио Медиа» (журнал и инфопортал LookBio.ru).
Конференция, посвященная проблемам органической отрасли, вызвала небывалый интерес среди участников и гостей выставки. Организаторы закрывали и возобновляли регистрацию трижды. Дирекция «Продэкспо» пошла навстречу интересам публики, предложив перенести конференцию в гораздо более вместительный соседний зал. Кажется, никогда еще производители органической продукции не обсуждали свои проблемы так масштабно.
Конференция открылась небольшим видеоприветствием, записанным Хеленой Древес, датским специалистом по органическому сельскому хозяйству и большим радетелем за органик-будущее России. Дания – чемпион по развитию органического рынка, сегодня 10% всех продуктов, продаваемых в Дании, – органические. В чем же секрет успеха? В том, что с самого начала у датских органиков был один набор правил и стандартов, они сразу пошли в большие сети, а сети пошли навстречу потребителю, сделав скидку на органическое молоко еще в далеком 1993 году.
Видеоприветствие Хелены Древес можно посмотреть здесь (6 минут).
Вслед за «виртуальной» Хеленой Древес на сцену вышла магистр Барбара Кёхер-Шульц, руководитель подразделения BIO австрийского государственного агентства по продвижению сельхозпродукции. Из ее четкого доклада, снабженного прекрасной презентацией, публика узнала еще одну фантастическую цифру: сегодня каждое пятое фермерское хозяйство Австрии – это органическое хозяйство. Австрийское государство продвигает в массы идею органических продуктов, проводя разъясняющие кампании, а также обеспечивает субсидиями своих органик-производителей – они же производят дополнительный продукт для общества, сохраняя чистую окружающую среду, и уже по этой причине достойны государственного вознаграждения.
Из доклада г-жи Кёхер-Шульц мы узнали, что национальный органик-знак Австрии – дополнительная добровольная маркировка – гарантирует дополнительные преимущества органических продуктов, к примеру, обязательное отсутствие пальмового масла (речь идет, конечно, не о фальсификате – пальма в молоке, а о том, что органическое печенье не может содержать пальмовое масло).
Барбара Кёхер-Шульц, приехавшая в Москву специально на конференцию по приглашению Посольства Австрии, поддержавшего идеи организаторов, сделала исключительно содержательный, доходчивый доклад, который лишний раз продемонстрировал: органик – это не маркетинговые придумки или роскошь для премиум-сегмента. Органик – это четкая, прозрачная, открытая система, доказавшая свою экономическую состоятельность.
Перед открытием специализированной панельной сессии «Органик и ритейл» выступила основатель LookBio Татьяна Лебедева: «Прошло время бессмысленных якобы органик-конференций, где то и дело к микрофону выскакивали люди, уверяющие, что они «тоже мало кладут пестицидов» или «не кладут сахар в конфеты», поэтому они «тоже органические». Мы говорим здесь на одном языке: органик – это продукты питания, сертифицированные в соответствии с критериями салона «Продэкспо Органик».
C критериями «Продэкспо Органик» можно ознакомиться здесь.
Сессия «Органик и ритейл»
Представитель Экологического союза Инна Анисимова на правах модератора провела сессию, в которой приняли участие представители ритейла самых органик-ориентированных сетей – «Глобуса» и «Азбуки Вкуса» – и производители, представленные Союзом органических фермеров Кубани (Сергей Воданюк), а также производитель биошоколада Vivani и iChoc (Константин Макаров).
«Глобус» в лице руководителя отдела СТМ Елены Саборяк и бренд-менеджера марки Globus Vita Дмитрия Киселева продемонстрировали свою открытость и желание сотрудничать. «Контакты, требования к поставщикам – звоните и давайте обсуждать», – говорят создатели отделов «Эко/Био/Веган». Не удивительно, что после сессии представителей «Глобуса» буквально облепили производители и поставщики.
А что же «Азбука Вкуса»? По словам бренд-менеджера направления ЗОЖ Лидии Макшейн, в этой сети чрезвычайное внимание уделяется дополнительным «здоровым» свойствам продукта. Органик-баранина (в «Азбуке Вкуса» заключили договор с «Углече поле»)? Замечательно! Только на упаковке надо коммуницировать идею травяного откорма и соответствующего содержания животных.
«Веган», «кето», «палео», без глютена или без сахара – заявляйте о «здоровых» преимуществах своего товара, делайте правильный маркетинг», – наставляет Лидия Макшейн.
Сергей Воданюк от лица органик-производителей подчеркнул огромную разницу между органик и так называемыми фермерскими и натуральными продуктами. Остаточные пестициды – слышали об этом? Г-н Воданюк привел в своем докладе цифры – увы, не по России, потому что в России остаточные пестициды просто не измеряют. Кроме того, кубанский производитель рассказал об успешном взаимодействии с местной сетью «Табрис», имеющей восемь магазинов в Краснодарском крае. Как только в магазинах сделали специальную органик-полку, продажи органических овощей выросли сразу в три раза.
«Выделение органических продуктов на полках» – это «мантра» прозвучала на конференции не единожды.
«А почему бы ритейлерам не наложить внутренний запрет на продажу гринвошинга? К примеру, майонез «Слобода Органик»?» – заострил тему Тимур Хвалько (ранее «Био-Маркет», «Цветной маркет»). В ответ ритейлеры заявили, что не готовы пока к столь резким решениям – ждут законодательной инициативы. Хотя Дмитрий Киселев уверяет, что в рамках раздела «Эко/Био/Веган» сеть «Глобус» старается избегать соседства сертифицированных органик-товаров и реального гринвошинга.
Сессия «Триггерные точки»
Нужно ли органическим производителям соответствовать еще каким-то требованиям? Как же решить вопрос с логистикой? И почему, кстати, органик-продукты туго, очень туго идут на рынках?
Ведущий органик-переработчик отрасли – завод органического детского питания HiPP – представил свои требования к производителям. Огласила их заместитель директора по качеству Екатерина Карпюк.
Биоферма «Болотово» и предприятие «Савинская нива» – российские поставщики сырья для детского питания. Какие требования предъявляются к ним? Нужно ли органик-производителям проходить ХАСПП (спойлер – да, нужно)? Как стать поставщиком HiPP либо другого ответственного переработчика? Четкая, ясная презентация г-жи Карпюк дает ответы на этот и другие вопросы производителей.
Как же быть небольшим предприятиям – тем, кто вырастил, а сохранить, упаковать, довезти до рынка сбыта уже не может? Для этих целей необходим органический хаб, уверяет генеральный директор сети «Органик маркет. Углече поле» Максим Огладков. Проект такого хаба г-н Огладков представил на конференции.
Модератор этой сессии Елена Воронцова, экс-менеджер «Азбуки Вкуса» по направлению «фермерские продукты», а ныне руководитель «АгроМедиа Консалтинг», как никто иной хорошо знакома с проблемами небольших производителей. Елена с интересом выспрашивала г-на Огладкова о подробностях проекта.
Алексей Синев, руководитель по кооперации с сельхозпроизводителями Даниловского рынка, смог ответить на довольно нестандартный вопрос: почему на московских рынках органические продукты не задерживаются? Почему вообще столь популярные модные московские рынки не могут стать точкой для продаж хотя бы органических овощей, которые никак не могут найти свой короткий путь к московскому потребителю?
Г-н Синев уверен, что рынок – это продавец. И пока органик-производители не будут делать ставку на продавца, товар так и останется скучать на прилавке. Но еще лучше – делать органические корнеры. И обязательно выделять органические продукты среди прочего ассортимента. Сегодня, кстати, на Даниловском стоит трехкратный лауреат премии «Продэкспо Органик» молочная ферма «История в Богимово».
И, конечно, рынок должен быть сельхозрынком, а не торговым центром, чтобы он был перспективен для органик-производителей. К сожалению, не многим рынкам удалось сохранить статус сельскохозяйственного, и это, по мнению Синева, одна из главных проблем того, что на рынках москвичам не встретить хотя бы органической картошки, уж не говоря про фиолетовый батат с Кубани от г-на Воданюка – номинанта премии «Продэкспо Органик».
Конференция «Органик и ритейл: проблемы и пути их решения» стала масштабным событием, заложившим еще один кирпичик в строительство здания нашего общего органического будущего. До встречи на «Продэкспо Органик-2020»!
Дополнительно:
- Презентации всех спикеров;
- Фото с Органик-дня и конференции;
- Информация о победителях премии «Продэкспо Органик»;
- Фото с церемонии награждения премией «Продэкспо Органик»;
- Видео церемонии награждения премией «Продэкспо Органик»;
- Сюжет РБК об органическом разделе «Продэкспо».